Найти на сайте: параметры поиска

Новые статьи

СТАНЕТ ЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРИ НОВОЙ СИСТЕМЕ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛ КАК АВТОНОМНЫХ, БЮДЖЕТНЫХ ИЛИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

27 декабря 2011 - Чехов НС Интеграция


Авторы: Шувалов А.И., Бовкунович Е.В., Гришакина О.П.

 Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7, г. Чехов

 

Общее образование активно готовилось к переходу на новое правовое положение и социальный статус школ, которые с 1.01.2011 согласно Федеральному закону от 8.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» должны будут войти в стадию кардинального реформирования  системы бюджетных учреждений. Какую же форму (автономное, бюджетное или казенное учреждение) лучше выбрать школе, чтобы она стала работать еще эффективнее? Какие новые возможности появятся у образовательных учреждений с тем или иным статусом? Выиграет ли от этого уровень обучения и воспитания школьников? Или у педагогического коллектива и руководства появятся лишние проблемы и «головная боль»? Наверное, ответить однозначно на эти вопросы не возможно. Несомненно, будут и плюсы и минусы, будут сложности переходного периода, но очень хочется верить, что данные  реформы принесут образованию приближение к оптимальному пути вхождения российской школы в «современные и цивилизованные» рамки нового информационного общества.

Размышляя сейчас над многими вопросами и материалами статей, выступлений по данной тематике ученых и представителей государственного управления и  чиновников от образования, мы хотели бы еще раз определить,  а каким должно быть или стать в  самом ближайшем будущем наше общее образование? К каким целям идти, если оно действительно хочет быть эффективным и отвечать насущным требованиям времени и общества?

В статье «Наша новая школа» не совсем наша и не совсем новая» (//Народное образование. №7, 2010, с. 9-19) главный редактор, кандидат психологических наук, Алексей  Михайлович Кушнир пишет:  «президентская инициатива «Наша новая школа», показавшаяся в первый момент как альтернатива всей текущей модернизации, оказалась новым названием давно сложившегося сюжета…школа станет механизмом, с помощью которого будет остановлена деградация трудовых ресурсов».  Автор утверждает (как мы поняли), что в современной российской школе  все так сложно и запутано, она столько наделала ошибок в воспитании подрастающего поколения, потому что руководители не сделали ей правильные стратегические  указания и не приняли правильные решения,   что она так и блуждает в поисках целей и путей приближения к ним, а педагогические коллективы  путаются в понятиях и методиках,  что обыкновенному читателю может показаться, что действительно – школа сейчас не  знает, что ей делать, что ее ждет и как учить детей.

А, ведь, сколько бы  не происходило переворотов в политике и социальной сфере,  какие бы задачи не ставили перед образованием глобально и локально, школа всегда оставалась надежным оплотом государства, постоянно и равномерно действующим механизмом.

Детям нужно дать хорошие современные  научные знания,  развить их  практические умения и навыки, научить учиться всегда, везде, всю жизнь, получать знания из различных источников и уметь правильно с ними работать и их преобразовывать, воспитать достойного человека с активной жизненной позицией, умеющего   адаптироваться в любых условиях быстроменяющегося общества, развить природные способности и творческий потенциал личности – разве меняются со временем эти  важные и подходящие на все века цели  и задачи образования? Как бы не изменяли и не подменяли их красивыми или новыми модными терминами,  смысл обучения и воспитания остается тем же: школа должна эффективного готовить подрастающее поколение к жизни. Причем, не только к будущей взрослой жизни, ведь, детство – это не подготовка к жизни – это тоже жизнь.

А  вот с одним высказыванием А.М. Кушнира в той же статье мы согласны полностью: «Качество образования – это успех в жизни, а не на экзаменах». Аттестация – нужный, ответственный, важный процесс в деятельности образовательных учреждений и их выпускников, но не самый главный показатель того, что ребенок основательно подготовлен к жизни в обществе, четко определил свой  будущий профессиональный путь, правильно нацелен на жизненные позиции. Эти результаты баллами на ЕГЭ не измеришь, как и вряд ли количественно можно определить на сколько в школе комфортная обстановка для обучения и общения, как воспитаны дети и как они хотят самостоятельно  и активно продолжать свое развитие.

На наш взгляд, очень многое, не смотря на все новые названия типов учреждения (автономные, бюджетные, казенные) или  существующие статусы (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.),  зависит от атмосферы в самом учебном заведении, от подготовленности и квалификации кадров, от системы руководства, от системы общения с родителями и общественностью, и уже потом от специфики  оснащения и материальных возможностей. Ведь, можно с мелом и обычным учебником, но горящими творчеством и любовью к своему делу глазами учителя, с внимательными и жаждущими знаний учениками проводить профессионально грамотные, действительно обучающие и развивающие уроки,  эффективные и нужные для жизни детей»;  а можно и в «сверх упакованном техникой» кабинете лишь гоняться за модными педагогическими новинками и устраивать «показной парад» владения компьютерными методиками и интерактивными эффектами перед комиссиями, отчитывающимися за внедрение инноваций.

В  статье «Технологический концепт эффективного обучения»  профессор, к.п.н. М.Е. Бершадский, профессор, д.п.н. В.В. Гузеев,  к.п.н А.А. Нестеренко  (//Народное образование. №7, 2010, с.111-112 ) выделили главные претензии, которые существуют сейчас к массовой школе:

школа плохо формирует умения, связанные с поиском, перекодированием, анализом и оценкой специально не адаптированной  и неструктурированной информации, поступающей из различных источников;

  • выпускники не умеют обнаруживать противоречия, ставить и решать проблемы в естественной, а не учебной среде;
  • школа не развивает интеллектуальные способности, а просто тренирует механическую память;
  • выпускники не обладают достаточной суммой исследовательских умений, не умеют строить гипотезы и модели;
  • не формируются организационные умения для совместной работы в коллективе и группах;
  • школа мало занимается воспитанием, результаты его оцениваются по случайным, а не комплексным факторам и критериям;
  • у учащихся не формируются полноценные коммуникативные навыки, множество детей  в процессе обучения теряет веры в свои силы и свои способности, не видит путей самореализации.

Мы согласны с авторами  и считаем, что большинству школ действительно нужно строить свою образовательную и воспитательную политику и деятельность, направив ее на преодоление этих недостатков, за которые будут расплачиваться потом уже не учителя и родители, которые допустили такое положение дел, а будущее поколение, которое, мы взрослые (уповая на ситуацию, жалуясь на  время, государство, финансы, на проблемы, на отношение к школе и педагогам, на тысячу других причин) выпускаем в жизнь «неготовым по-настоящему и недоработанным».

Среди основных факторов сейчас, влияющих на эффективное по обучению и целесообразное по воспитанию, школьное образование можно особо выделить следующие:

  • уровень образования родителей, состав семьи, социально-бытовые условия, социально-психологические установки  и запросы родителей на процесс получения образования, традиции семейного воспитания и сочетание его со школьными принципами;
  • выбор школы, здоровый комфортный психологический климат в учреждении, содержание ее образовательных и воспитательных программ и траекторий,  дисциплина и порядок, условия обучения, культурная среда  и материально-техническая база, уровень квалификации кадров, профессионализм управления учреждением;
  • отношения с социальной средой, с органами управления, с социальными партнерами, система дополнительного образования и развития учащихся.

Считаем, что улучшением, развитием, совершенствованием этих факторов и стоит сейчас заниматься образовательным учреждениям (а не «ломанием копий» по поводу поможет или затруднит работу школы новые правовые статусы и типологии школ), для того чтобы сделать нашу школу эффективной, отвечающей требованиям времени и социальным запросам общества.

 

При использовании материалов статьи обязательна активная ссылка на источник ПЕДФОРУМ

Рейтинг: +3 Голосов: 3 3745 просмотров
Комментарии (4)
0 # 13 февраля 2012 в 19:06 0
Будет очередная забава в новые игрушки, а закончится ...как всегда!Много разговоров!
0 # 9 августа 2012 в 09:14 0
Соглашусь с уже выше написанным, изменение статуса на качество вряд ли повлияет, все зависит от подхода самих педагогов к проблеме качества обучения.
0 # 13 июля 2014 в 13:36 0
OlgaSG # 20 сентября 2015 в 20:31 0
Не всё зависит от педагога, не хватает адекватных родителей, отсутствует мотивация у детей...
Фотографии
 
Пригласить друга

© 2011-2017 ПЕДФОРУМ. Все права защищены. При цитировании ссылка на www.pedagogie.ru обязательна. Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей. За содержание рекламных материалов и информации, размещаемой пользователями ресурса, Администрация сайта ответственности не несет. Вопросы и предложения направляйте по адресу admin@pedagogie.ru