Найти на сайте: параметры поиска

Новые статьи

Значение интернет ресурсов в современном образовательном процессе.

Автор
Опубликовано: 637 дней назад (28 сентября 2015)
Блог: zvontsova
0
Голосов: 0
Значение интернет ресурсов в современном образовательном процессе.

История - это летопись событий прошлого - давно известная, хорошо знакомая каждому человеку и уже практически избитая истина. Но, что же за ней стоит? Чем конкретно помогает история человеку в повседневной жизни? Что дает человеку знание исторических событий и закономерностей исторического процесса? Ответы на эти и другие вопросы и должны составлять основу исторического образования.
Традиционная система исторического образования предусматривает широкое использование в обучение учебно-методической литературы при опоре на исторические источники.
Облик современного мира под воздействием НТР быстро меняется. Главной ценностью этого мира и одновременно ведущей производительной силой является информация, а это значит, что обладание информацией способствует прогрессу общества и стимулирует развитие личности. Информация - это знание, а передача знания-информации лежит в основе образования. Представить же себе гуманитарное образование вне информационного поля невозможно, так как его основа - письменный источник.

Можно выделить основные мотивы использования Интернета студентами:
• получение информации по нескольким темам;
• доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;
• постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, библиотекам, городам, другим странам;
• участие в глобальных сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Что же могут дать новые компьютерные технологии и Интернет современному историческому образованию?

Во-первых, тематические ресурсы содержат архивные материалы, исторические карты, хронологические таблицы, документы, видеолекции для школьников, абитуриентов и студентов. Обращение к ресурсам Интернета на уроках истории позволяет сопоставлять данные, развивать исследовательские навыки, задумываться не только над уроками истории, но и современными проблемами. Воссоздание исторического контекста пробуждает глубокий интерес, дает возможность организовать виртуальные экскурсии во времени и пространстве, проектную деятельность, проблемное обучение в открытой информационной образовательной среде.

Во-вторых, они открывают доступ к источниковедческой базе широким слоям молодежи через создание сайтов по истории и выпуск мультимедийных пособий. Но, если сайтов по историческим проблемам становится больше, то с выпуском качественных мультимедийных пособий дело обстоит не так гладко. Причина этого объясняется тем, что

практически не затронуты исторические фонды российских библиотек.

В-третьих, новые компьютерные технологии и Интернет способны повысить мотивацию учащихся к изучению исторических дисциплин. Как показывает практика, активное привлечение учащихся и студентов к созданию и реализации интерактивных проектов, с одной стороны, повышает их заинтересованность в изучении истории, обществознания, информатики, Интернет-технологий, с другой, усиливает межпредметные связи, делает школьное обучение практически полезным и значимым.

В-четвертых, историческая наука быстро развивается: открываются новые факты, появляются новые концепции развития исторического процесса, историческая литература становится все разнообразнее и не так идеологизирована, но при этом растет и творческий потенциал современного человека. Молодому человеку XXI века важны не столько точки зрения на исторический процесс и его перипетии, сколько возможность самому окунуться в атмосферу того исторического времени, которое он изучает, увидеть его особенности и характерные черты. Сделать это без опоры на реальные документы невозможно. И здесь, при совмещении традиционных методик обучения истории и информационных возможностей, можно добиться значительных успехов. Это даст возможность не только разместить в Интернете или тиражировать на дисках документы, исторические карты, статистическую и историографическую информацию, тестовые и контрольные задания, учебно-методические материалы, творческие работы, но и проводить интерактивные конференции, олимпиады. В этом случае удастся облегчить деятельность учителей и повысить уровень и качество творческой работы учащихся.

В этом направлении важно разработать государственную программу, целью которой должно стать широкое привлечение исторических источников и литературы в учебно-образовательную и научно-практическую деятельность учащихся через Интернет, а ее реализация должна пройти следующие этапы:

- Создание образовательных сайтов по истории и обществознанию;
- Создание комплексной программы взаимодействия общественных дисциплин друг с другом в рамках работы в Интернете;
- Создание развернутой комплексной программы взаимодействия общественных дисциплин с сайтами, которые соответствуют программным требованиям;
- Создание и развитие в ОУ материальной базы по реализации этой комплексной программы.

Итогом подобной работы должно стать создание учебно-методического комплекса по истории и обществознанию, включающем в себя традиционную методику преподавания дисциплин исторического цикла и систему тематических сайтов по истории и обществознанию. В основе подобного взаимодействия должны лежать традиционные учебные программы, учебно-методические пособия, технологии и методики обучения учащихся.



Практически полезно было бы создание методического комплекса по следующей структуре:
- Курс лекций по истории Отечества;
- Раздел ссылок - должен содержать ссылки на другие Интернет-ресурсы;
- Мониторинг знаний, умений и навыков - тесты по истории Отечества;
- Хронограф - должен содержать основные даты по истории периода;
- Исторический архив - должен содержать основные документы изучаемой эпохи;
- Исторические приложения - историческая метрология, хронология и т. д.

Возможно создание такого методического комплекса в рамках проектной деятельности студентов.
При подобном подходе к историческому образованию можно решить четыре важных проблемы:
1. Повысить мотивацию учащихся при изучение дисциплин общественного цикла.
2. Сделать историю практической наукой за счет широкого привлечения исторических источников и краеведческих материалов.
3. Сделать преподавание истории и обществознания многоуровневым и легко доступным.
4. Усилить межпредметные связи общественных и технических наук.


Таким образом, расширение взаимодействия между историей и другими школьными дисциплинами должно привести не только к углублению качества исторического образования и повышению мотивации учащихся и студентов в изучении истории и обществознания, но и расширению возможностей методики преподавания истории и обществознания за счет привлечения источников. В результате можно смело говорить о том, что в этом конкретном случае правительственная программа по компьютеризации наполнится дополнительным смыслом.

Методика организации урока с применением ресурсов сети Интернет:

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.

2. Преподаватель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список Web-сайтов, с которыми учащимся нужно будет познакомиться, выполняя задание учителя. В ходе совместной деятельности возможно создание справочного портала с Web-адресами по темам, предметам, специфическим задачам дисциплин. Итоговым продуктом деятельности в использовании и систематизации Интернет-ресурсов может быть создание

Webлиографии. Предметная специфика Webлиографии окажет значительную помощь преподавателям и студентам в решении поставленных задач. Возможно построение урока (или даже блока занятий) на основе одного сайта, если его информационное поле достаточно для этого.

3. Преподаватель, объяснив определенную тему, дает задание студентам. Для его выполнения необходимо обратиться к учительскому списку Web-сайтов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, состав рабочих групп (возможна и индивидуальная работа учащихся). Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.

4. Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и другой вид работы с ресурсам Сети, более сложный. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог может попросить учащихся познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной информации. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования. Сфера деятельности учащихся в этом случае следующая:
• оценка Web-сайта, определение качества и правдоподобности информации;
• использование справочных изданий;
• сравнение одних и тех же тем по разным источникам;
• использование различных исследовательских стратегий, систем поиска информации в соответствии со стоящими задачами;
• систематизация работы, написание исследовательского заключения;
• корректная ссылка на использованные источники.

5. Публичное представление выполненного задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форму рассказа преподаватель определяет индивидуально.

6. Мониторинг эффективности результатов обучения с привлечением Интернет-ресурсов.
Помимо занятий в аудитории, студенты могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно, могут обмениваться полученными знаниями, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернет.
То есть обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит учащихся и педагогов к выходу за рамки урока и предмета.


Перечень Web-сайтов актуальных для использования в учебном процессе

http://history.standart.edu.ru
Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://historydoc.edu.ru
Лекции по истории on-line для любознательных
http://www.lectures.edu.ru
Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал
http://www.pish.ru
Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://his.1september.ru
Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР
http://school-collection.edu.ru/collection
Всероссийская олимпиада школьников по истории
http://hist.rusolymp.ru
Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории
http://www.teacher.syktsu.ru
Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru
Проект «Historic.Ru: Всемирная история»:
Электронная библиотека по истории
http://www.historic.ru
Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.worldhist.ru
Российский электронный журнал «Мир истории»
http://www.historia.ru
Государственная публичная историческая библиотека России
http://www.shpl.ru
Государственный архив Российской Федерации
http://www.garf.ru
Архивное дело
http://www.1archive-online.com
Архнадзор
http://www.archnadzor.ru
Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
Хронология русской и западной истории
http://www.istorya.ru/hronos.php
История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://slovari.yandex.ru/dict/io
Образовательно-исторический портал Великая империя. История России
http://imperiya.net
История государства Российского в документах и фактах
http://www.historyru.com
История России с древнейших времен до 1917 года: электронное учебное пособие
http://elib.ispu.ru/library/history
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch
Русская история, искусство, культура
http://www.bibliotekar.ru/rus/
Российская Империя: исторический проект
http://www.rusempire.ru
Правители России и Советского Союза
http://www.praviteli.org
Династия Романовых
http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Проект «День в истории»
http://www.1-day.ru
Государственные символы России. История и реальность
http://simvolika.rsl.ru
Гербы городов Российской Федерации
http://heraldry.hobby.ru
Военная литература
http://militera.lib.ru
Революция и Гражданская война: исторический проект
http://www.rusrevolution.info
Великая Отечественная война 1941–1945: хронология, сражения, биографии полководцев
http://www.1941–1945.ru
Великая Отечественная
http://gpw.tellur.ru
Сталинградская битва
http://battle.volgadmin.ru
Герои страны
http://www.warheroes.ru
Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»
http://www.pobediteli.ru
Портал «Археология России»
http://www.archeologia.ru
Российский археологический сервер
http://www.archaeology.ru
Археология Новгорода
http://arc.novgorod.ru
Наследие земли Псковской
http://www.culture.pskov.ru
Старинные города России
http://www.oldtowns.ru
Храмы России
http://www.temples.ru
История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса
http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима
http://www.ancientrome.ru
История Древней Греции
http://www.greeceold.ru
Древняя Греция: история, искусство, мифология
http://www.ellada.spb.ru
Забытые цивилизации
http://www.forgotten-civilizations.ru
Библиотека текстов Средневековья
http://www.vostlit.info
Эскадра Колумба
http://www.shipyard.chat.ru
Эпоха Возрождения
http://www.renclassic.ru
Центр антиковедения
http://www.centant.pu.ru
Лабиринт времен: исторический веб-альманах
http://www.hist.ru
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»
http://www.istrodina.com
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
http://www.borodino.ru
Государственный Исторический музей
http://www.shm.ru
Музеи Московского Кремля
http://www.kreml.ru
Музей Военно-Воздушных Сил
http://www.monino.ru
1251 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
 
Пригласить друга

© 2011-2017 ПЕДФОРУМ. Все права защищены. При цитировании ссылка на www.pedagogie.ru обязательна. Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей. За содержание рекламных материалов и информации, размещаемой пользователями ресурса, Администрация сайта ответственности не несет. Вопросы и предложения направляйте по адресу admin@pedagogie.ru